- Не сравнивайте ребенка с другими детьми (особенно, если кто- то лучше)
- Чаще используйте телесный контакт в вашем взаимодействии.
- Помогите ребенку найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным. Помогайте делать первые шаги в новом деле, присутствуя рядом с ним, выказывая готовность придти на помощь в любую минуту. Постепенно предоставляйте все больше самостоятельности.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Хвалите даже за незначительные самостоятельные поступки.
- Следите за тем, чтобы ваши требования к ребёнку соответствовали его истинным возможностям (избегайте завышенных требований).
- Будьте последовательны в воспитании. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
- Избегайте публичных порицаний и замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его. Даже в случае наказаний ведите себя так, чтобы ребенок чувствовал, что вы его уважаете.
Приемы в общении с тревожными детьми:
Эмоциональная поддержка (Ничего страшного…Бывают люди ошибаются, боятся…Ну ничего, в следующий раз получится…) -уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
Стимулирующая помощь (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю…)
Персональная исключительность (Только у тебя может получится…А мне очень нравится как ты это сделал…)
Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно…)
Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…)
Источники: Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст.-Изд.; «Питер», 2009