Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Воспитание мальчиков и девочек в семье через игру

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  •  в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Чтобы воспитать правильно как девочек, так и мальчиков, необходимо особое отношение к каждому. Это понимают все родители, так как тема широко освещается в СМИ. Но дети играют. Игре принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребёнка.   В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Значит и игрушки надо выбирать для детей правильно.

Игрушки для мальчиков

Традиционно считается, что мальчикам и девочкам нужны разные игрушки. Родители мальчиков делают упор на машинки, солдатиков и пистолеты. Родители девочек покупают в основном кукол и предметы ухода за ними (одежду, домик, мебель). Но так ли строго должно соблюдаться это разделение?

Кормить, укладывать спать, купать кукол - это интересно и полезно не только девочкам. В сущности, через такую игру ребенок воспроизводит повседневные действия своих родителей. Для этой игры не обязательно должны использоваться куклы. То же самое можно проделывать с мягкими игрушками, плюшевыми мишками, резиновыми поросятами.

Не стоит ограничивать круг интересов мальчика только машинками. Ведь для тех же машин нужны пассажиры, поэтому несколько пупсиков и зверюшек не будут лишними. Пусть это будут куклы мужского пола, по-мальчишески озорные.

Родителям не надо опасаться, что через игру в куклы у мальчика разовьется неправильная половая самоидентификация. Не забывайте, что мальчик - будущий папа (а, возможно, и брат), и ему полезно иногда поиграть в куклы.

Другое традиционное направление "мальчишеских" игрушек - "военные" игрушки. Это всевозможное оружие, солдатики, танки и т.д. Мамам порой кажется, что если сын играет в войну, он вырастет агрессивным и склонным к насилию. С целью воспитания в сыне пацифизма они стараются не покупать ему военных игрушек. Однако, по мнению психологов, внутренняя агрессия, скрытая в каждом человеке, должна иметь выход. Если она выплескивается через "военные" игры, в том числе и компьютерные, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход.

Но если военные игрушки вам совсем уж отвратительны, как альтернативный вариант игрушечного оружия можно выбрать пистолет "стреляющий" разноцветными огоньками со звуковым сопровождением, водяной пистолет, или такой, в который заряжают теннисные шарики или вертушки-пропеллеры.

Если же под рукой нет ничего подходящего, дети используют в качестве "пистолетика" палку или собственный указательный палец. Отсутствие соответствующих игрушек не спасет от возникновения военных игр.

Игрушки для девочек

 

Девочкам традиционно полагается играть в куклы. Но на деле далеко не всех юных барышень они привлекают. Представьте картину, в детском саду воспитательница с огромной бородавкой на носу, построив детей, и добившись полной тишины, командует: "Мальчики - рисовать, а девочки - марш играть в куклы!" Такое обращение отобьет  охоту играть в "дочки-матери" даже у тех, кто больше всего на свете любит эту игру.

Девчушкам зачастую гораздо интереснее мягкие игрушки, с которыми они играют в те же ролевые игры с кормлением и укладыванием спать. В принципе, роль куклы может играть даже машинка.

Если мама сама в детстве не увлекалась куклами, у нее не возникает желания покупать их дочери. То же относится и к родителям, которым больше хотелось иметь мальчика. Подсознательно, через игрушки, они воспитывают дочь в более "мужественном" стиле.

Девочкам нужны в некотором количестве "мальчишечьи" игрушки, также как мальчикам нужно какое-то количество "девичьих". Идеально, если в семье есть и сын, и дочь - тогда из общего арсенала игрушек каждый может сам выбирать, какие ему интереснее.

Большой соблазн для девочек представляет кукла Барби. Мнения педагогов и родителей на ее счет неоднозначны. Не раз звучали тезисы о том, что Барби блокирует воображение ребенка, задавая ему очень жесткую программу для подражания. Другой аргумент против Барби - она имитирует не младенца, как большинство других кукол, а взрослую женщину. Таким образом, с ней невозможно играть в "дочки-матери", а именно эта игра, по мнению психологов, развивает у маленькой девочки материнский инстинкт. Но в данном споре большое значение играет возраст ребенка. Двух- трехлетней девочке нужны игры, иллюстрирующие типичные бытовые действия, в которых она участвует каждый день. Именно эту возможность дает ей кукла-младенец. Ее можно пеленать, кормить, воспитывать. Однако облик куклы особенно важен для дошкольницы, потому что ей необходима большая конкретика, нежели двухлетке, которая готова укрывать одеялом даже машину, наделяя ее человеческими качествами.

В то же время Барби позволяет проигрывать массу более сложных жизненных ситуаций, но при этом игровые действия производятся уже не над куклой, а от ее имени. Это следующий этап, в такие игры играют дети школьного возраста. Именно для подобных игр к Барби выпускается масса дополнительных "приложений": мебель, одежда, дома, машины, посуда, муж, дети, собаки, лошади...

Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице - в отличие от двухлетки, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею игровые возможности, но, в отличие от дошкольницы, не окажется под прессом жесткой "программы", которую эта кукла диктует.

Детям важно, чтобы взрослые время от времени играли вместе с ними. У ребенка подчас не хватает фантазии, чтобы придумать новые игровые действия с любимыми игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должна вмешаться мама, предложив устроить кукольный день рождения с угощением для всех кукол, или игру " в зоопарк", в которой примут участие все мягкие игрушки. Полученные впечатления подхлестнут фантазию ребенка для самостоятельных игр, а воспоминания, возможно, останутся на всю жизнь. Сколько бы ни было игрушек у вашего ребенка, и какими бы разнообразными они ни были, ваша задача - научить ребенка играть и через игру формироваться и развиваться.

 

 

 

Клевец Зарина Николаевна,

заместитель заведующего по основной деятельности

 

Литература:

  1. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.
  2. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.

 

 

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  •  в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Чтобы воспитать правильно как девочек, так и мальчиков, необходимо особое отношение к каждому. Это понимают все родители, так как тема широко освещается в СМИ. Но дети играют. Игре принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребёнка.   В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Значит и игрушки надо выбирать для детей правильно.

Игрушки для мальчиков

Традиционно считается, что мальчикам и девочкам нужны разные игрушки. Родители мальчиков делают упор на машинки, солдатиков и пистолеты. Родители девочек покупают в основном кукол и предметы ухода за ними (одежду, домик, мебель). Но так ли строго должно соблюдаться это разделение?

Кормить, укладывать спать, купать кукол - это интересно и полезно не только девочкам. В сущности, через такую игру ребенок воспроизводит повседневные действия своих родителей. Для этой игры не обязательно должны использоваться куклы. То же самое можно проделывать с мягкими игрушками, плюшевыми мишками, резиновыми поросятами.

Не стоит ограничивать круг интересов мальчика только машинками. Ведь для тех же машин нужны пассажиры, поэтому несколько пупсиков и зверюшек не будут лишними. Пусть это будут куклы мужского пола, по-мальчишески озорные.

Родителям не надо опасаться, что через игру в куклы у мальчика разовьется неправильная половая самоидентификация. Не забывайте, что мальчик - будущий папа (а, возможно, и брат), и ему полезно иногда поиграть в куклы.

Другое традиционное направление "мальчишеских" игрушек - "военные" игрушки. Это всевозможное оружие, солдатики, танки и т.д. Мамам порой кажется, что если сын играет в войну, он вырастет агрессивным и склонным к насилию. С целью воспитания в сыне пацифизма они стараются не покупать ему военных игрушек. Однако, по мнению психологов, внутренняя агрессия, скрытая в каждом человеке, должна иметь выход. Если она выплескивается через "военные" игры, в том числе и компьютерные, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход.

Но если военные игрушки вам совсем уж отвратительны, как альтернативный вариант игрушечного оружия можно выбрать пистолет "стреляющий" разноцветными огоньками со звуковым сопровождением, водяной пистолет, или такой, в который заряжают теннисные шарики или вертушки-пропеллеры.

Если же под рукой нет ничего подходящего, дети используют в качестве "пистолетика" палку или собственный указательный палец. Отсутствие соответствующих игрушек не спасет от возникновения военных игр.

Игрушки для девочек

 

Девочкам традиционно полагается играть в куклы. Но на деле далеко не всех юных барышень они привлекают. Представьте картину, в детском саду воспитательница с огромной бородавкой на носу, построив детей, и добившись полной тишины, командует: "Мальчики - рисовать, а девочки - марш играть в куклы!" Такое обращение отобьет  охоту играть в "дочки-матери" даже у тех, кто больше всего на свете любит эту игру.

Девчушкам зачастую гораздо интереснее мягкие игрушки, с которыми они играют в те же ролевые игры с кормлением и укладыванием спать. В принципе, роль куклы может играть даже машинка.

Если мама сама в детстве не увлекалась куклами, у нее не возникает желания покупать их дочери. То же относится и к родителям, которым больше хотелось иметь мальчика. Подсознательно, через игрушки, они воспитывают дочь в более "мужественном" стиле.

Девочкам нужны в некотором количестве "мальчишечьи" игрушки, также как мальчикам нужно какое-то количество "девичьих". Идеально, если в семье есть и сын, и дочь - тогда из общего арсенала игрушек каждый может сам выбирать, какие ему интереснее.

Большой соблазн для девочек представляет кукла Барби. Мнения педагогов и родителей на ее счет неоднозначны. Не раз звучали тезисы о том, что Барби блокирует воображение ребенка, задавая ему очень жесткую программу для подражания. Другой аргумент против Барби - она имитирует не младенца, как большинство других кукол, а взрослую женщину. Таким образом, с ней невозможно играть в "дочки-матери", а именно эта игра, по мнению психологов, развивает у маленькой девочки материнский инстинкт. Но в данном споре большое значение играет возраст ребенка. Двух- трехлетней девочке нужны игры, иллюстрирующие типичные бытовые действия, в которых она участвует каждый день. Именно эту возможность дает ей кукла-младенец. Ее можно пеленать, кормить, воспитывать. Однако облик куклы особенно важен для дошкольницы, потому что ей необходима большая конкретика, нежели двухлетке, которая готова укрывать одеялом даже машину, наделяя ее человеческими качествами.

В то же время Барби позволяет проигрывать массу более сложных жизненных ситуаций, но при этом игровые действия производятся уже не над куклой, а от ее имени. Это следующий этап, в такие игры играют дети школьного возраста. Именно для подобных игр к Барби выпускается масса дополнительных "приложений": мебель, одежда, дома, машины, посуда, муж, дети, собаки, лошади...

Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице - в отличие от двухлетки, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею игровые возможности, но, в отличие от дошкольницы, не окажется под прессом жесткой "программы", которую эта кукла диктует.

Детям важно, чтобы взрослые время от времени играли вместе с ними. У ребенка подчас не хватает фантазии, чтобы придумать новые игровые действия с любимыми игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должна вмешаться мама, предложив устроить кукольный день рождения с угощением для всех кукол, или игру " в зоопарк", в которой примут участие все мягкие игрушки. Полученные впечатления подхлестнут фантазию ребенка для самостоятельных игр, а воспоминания, возможно, останутся на всю жизнь. Сколько бы ни было игрушек у вашего ребенка, и какими бы разнообразными они ни были, ваша задача - научить ребенка играть и через игру формироваться и развиваться

 

Литература:

  1. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.
  2. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.

 

 

Разделы сайта