Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Развитие творческой активности и воображения детей

Воображение- это способность представлять отсутствующий или не существующий в реальности объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Оно тесно связано не только с эмоциями, но и такими психическими функциями, как восприятие, внимание, память, речь, мышление. Воображение является составляющей деятельности дошкольника.

Благодаря воображению дошкольник осмысляет и переосмысляет свои переживания, строит новые модели поведения. Воображение помогает осознавать этот мир, усваивать новую информацию, создавать собственные представления. Представить деятельность ребенка без активного участия воображения невозможно. Исследуя предмет (зрительно, на ощупь, на вкус и т.д.), он формирует представления, где уже участвуют известные допущения. Позже эти допущения позволяют манипулировать несколькими предметами, совмещая их, открывая и придумывая способы действия с ними.

Когда ребенок рисует, происходит осмысление им действительности, «усвоение» новой информации. Ведь это для нас слово «дом» имеет четкий образ, ребенку еще предстоит этот образ создать, и процесс этот те так лёгок: множество образов надо объединить в один, придать ему черты универсальности, связать со словом. Рисунок- это не просто творческий процесс, это процесс интеллектуальный. Однако согласитесь, для того, чтобы увидеть в детском рисунке именно дом, необходима известная доля воображения.

Кроме того, воображение является необходимой составляющей интереса и любопытства, а значит, условием развития вообще. Ребенок, не испытывает любопытства, это маленький старичок, который уже не может узнать ничего нового. Для того, чтобы наши дети развивались активно, полноценно, необходимо не упускать такой важный компонент, как воображение.

Среднестатистическая мама, весь день прокрутившаяся как белка в колесе и отплясавшая положенную обязательную программу вокруг плиты, порою не чувствует в себе ни сил, ни энергии на детское творчество. Но ведь ваших сил оно и не требует. Разве только оборудовать место для таких игр и закрыть глаза на некоторый беспорядок. Если он вас очень смущает, решите вопрос композиционно- расположите детский уголок так, чтобы вам его не было видно или чтобы он не так бросался в глаза. Важный момент: при этом не стоит выселять ребенка в «дальнюю комнату»- ему гораздо веселее играть и изобретать рядом с вами, даже если его уголок располагается за спинкой кресла, в котором вы обыкновенно смотрите телевизор.

Теперь, когда у ребенка есть место, осталось обзавестись оборудованием. Здесь также не стоит изобретать велосипед. Конечно, вам не обойтись без таких само собой разумеющихся вещей как клей, пластилин, бумага. А что касается остального…Наводя уборку в доме или шкафах, вы часто выносите столько ненужных вещей (и откуда только они берутся?!). Попробуйте сортировать мусор. Возможно, съеденное молью пальто не стоит выбрасывать целиком- отрежьте от него несколько лоскутков и сложите в «коробку для творчества». Сломался какой- то прибор, да так что его уже не восстановить? Сломалась игрушка, обнаружились некомплектные шашки? В коробке для творчества найдется место всему. А уж детская фантазия придумает из этого что- нибудь новое. Не зря же говорят, что для развития ребенка куда полезнее набор кубиков и строительных блоков, чем детская железная дорога с машинистом, пассажирами, шлагбаумом и электроприводом.

Следующее необходимое условие детского творчества - изобразительная деятельность. Место для рисования, бумага, карандаши и, конечно, ваше внимание. Если мама не обращает никакого внимания на детские рисунки, то, возможно, следующий рисунок появится на обоях. Ценность и привлекательность предмета для ребёнка- дошкольника определяет взрослый. Купив ребенку новый альбом ил найдя место для рисования, не бойтесь потратить несколько минут на «презентацию»:

- Посмотри, какой удобный столик я для тебя придумала. Вот карандаши и новый альбом. Нарисуй для меня что- нибудь, пожалуйста. Первый твой рисунок мы повесим над твоим рабочим столом. А нарисуешь лучше- заменим.

Теперь можно заниматься своими делами, но не забудьте отвлечься от стирки- жарки- парки для того, чтобы обратить внимание на готовый шедевр, обсудить полученный результат, уточнить, если что- то на рисунке не совсем понятно.

Еще один незаслуженно забытый стимул развития детского воображения- сказка. Как правило, лучшее время для нее- перед сном. Ребёнок не отвлекается, вы можете найти свободное время. Поверьте, никакие мультики не заменят живого общения. Ведь телевизору не задашь интересующий тебя вопрос, не расскажешь, что «у меня в саду тоже такое было...». Читая детям сказку, настройтесь на то, что ребёнок будет прерывать вас своими замечаниями и вопросами, не оставляйте их без внимания: малыш осмысляет, думает, представляет, фантазирует, ему необходима ваша помощь.

Итак, подводя краткий итог сказанному, для развития детского воображения нам необходимо:

*наличие места, которое можно испачкать, и «коробки для творчества», куда вы будете складывать то, что вам не нужно;

*принадлежности для рисования: бумага, черновики, фломастеры, карандаши и т. д;

*обязательный «семейный ритуал»- чтение сказки на ночь и беседа о ней (и не только);

*ваше внимание (можно без отрыва от основной деятельности): отмечание успехов ребенка, оформление подарков детскими силами, дарение детских поделок родственникам и знакомым, привлечение внимания самого ребенка к творческой деятельности (просьбы сделать что- то) и непременная радость от конечного результата.

 

Источник: Сидорчук, Т.А. Воображаем, размышляем, творим..: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.А. Сидорчук. Мозырь, 2006

Разделы сайта