Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения образования

Под адаптацией понимается приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается не только сменой окружающей его среды, но и кардинальным изменением всей его жизни. Судите сами! Отсутствие мамы и папы, появление упорядоченного режима дня, изменение поведенческих стереотипов, нахождение в компании незнакомых взрослых и сверстников приводит к необходимости адаптироваться к новым, несомненно, сложным условиям жизни. Таким образом, адаптация к дошкольному  учреждению образования – это целое испытание не только для дошколят, но и для взрослых: родителей и педагогов.

Степени адаптации

Продолжительность привыкания к новым условиям зависит от разных факторов: темперамента и состояния здоровья малыша, подготовленности самих родителей, личности воспитателя и многого другого. Психологи выделяют три степени адаптации детей к условиям детского сада.

Легкая адаптация

Через 20 дней ребенок полностью адаптируется к новым требованиям. Малыш практически не болеет, а изменения в поведении минимальны и легко поддаются коррекции. Он хорошо идет на контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, без истерик входит в группу, по собственной инициативе вступает в игру. С другими детьми дружелюбен, а замечания и похвалу воспринимает позитивно.

Средняя адаптация

Средний тип адаптации продолжается около месяца, в течение которого ребенок страдает частыми простудными заболеваниями, но без особых осложнений. Малыш идет на контакт и с воспитателем, и с детьми, играет в разные игры, критику и похвалу в свой адрес воспринимает адекватно, иногда нарушает правила поведения.

Тяжелая адаптация

Если адаптация продолжается больше двух месяцев, а после полугода ребенок так и не приспособился к условиям ДУ, то можно говорить о тяжелой степени привыкания. Простудные заболевания возникают очень часто, иногда даже может произойти нервный срыв. Малыш не идет на контакт, постоянно встревожен, в игры не вступает. Внимание взрослых к нему воспринимает с опаской, на похвалы и замечания никак не реагирует. В данной ситуации необходима помощь детского психолога.

Этапы адаптации ребенка в детском саду

В процессе привыкания детей к дошкольному учреждению можно выделить три этапа.

Подготовительный

Этот этап следует начинать приблизительно за 1-2 месяца до вхождения в детский коллектив. Самое важно здесь – сформировать необходимые сформировать навыки самостоятельности. Малыш, способный кушать ложкой за столом, самостоятельно одеваться и раздеваться, не будет чувствовать себя беспомощным. А умение занять себя игрой сгладит негативные эмоции.

Основной

На данном этапе главная задача для родителей – установить контакт с воспитателем и создать его положительный образ у ребенка. Доброжелательные отношения с педагогом, рассказ об особенностях своего малыша помогут воспитателю подобрать к нему индивидуальный подход.

Заключительный

На заключительном этапе адаптации малыш приходит в детский сад на 2-3 часа в день, играет и гуляет со сверстниками, а также устанавливает контакт с воспитателями. Если все идет хорошо, то его постепенно оставляют на дневной сон, а затем и на весь день.

Родителям будущих дошколят следует помнить, что адаптация малыша к дошкольному учреждению не всегда протекает гладко. Хотелось пожелать вам, уважаемые родители, чтобы дети вас радовали, а  адаптация протекала легко.

Источник: Психологическое сопровождение развития детей раннего возраста/ сост. Л. И. Коренева. Мозырь, 2007

Разделы сайта