Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Использование различных методов и приёмов при организации художественной деятельности с детьми дошкольного возраста вне занятий

Природа как одно из важных средств воспитания. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогами – воспитать любовь к Родине. Эта первая нравственная заповедь нашего общества. Воспитывать любовь к родной природе – значит воспитывать и любовь к Родине.

Большое значение природе, как одному из важнейших средств воспитания, придавали лучшие педагоги. К.Д. Ушинский писал: «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека».

Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих растений, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Заинтересовавшись природой, ребёнок полюбит её, захочет узнать о ней больше. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому.

Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать, дразнить животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок всегда активен, нужно только правильно направить его деятельность. Зная законы природы, человек преобразует её.

У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растёт интерес к ней. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей очень многие положительные качества личности.

У человека нашего общества необходимо с детства формировать материалистическое мировоззрение. И тут опять поможет природа.

Сначала дети знакомятся с конкретными предметами и явлениями окружающей природы. Здесь у них развивается способность выделять некоторые стороны и качества предметов. Постепенно они не только осознают предмет, воспринимают их качества и назначение, но и усваивают отношение предметов друг к другу. Когда дети начинают задавать вопросы «почему?», это значит, их ум созрел для восприятия взаимосвязи явлений.

Важно научить детей эстетическому восприятию предметов и явлений окружающей природы. В этом поможет художественная деятельность с дошкольниками. В процессе художественной деятельности конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Художественная деятельность вне занятий – это нерегламентированная деятельность.

Нерегламентированная деятельность:
- не регламентирована учебным планом;
- распределена по видам детской деятельности в распорядке дня;
-организуются по инициативе детей, как с участием педагога, так и при его косвенном руководстве.
Включает:

- деятельность детей в условиях созданной предметной среды;

- совместную деятельность с педагогом направленная на решение образовательных задач.

Художественная деятельность подразделяется на:

  • Художественно-речевую и театрально-игровую деятельность
  • Изобразительную деятельность
  • Музыкальную деятельность

 

  1. Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность включает:

     восприятие литературных произведений (сказок, рассказов, стихов, малых фольклорных форм);

     исполнение произведений художественной литературы (заучивание и чтение стихов, потешек) и детское речевое творчество (сочинение сказок, рассказов, составление загадок, метафор, рифмовок);

     инсценирование с помощью игрушек;

     подготовка спектаклей и др.

  1. Изобразительная деятельность включает:

     ознакомление с изобразительным искусством: рассматривание произведений изобразительного искусства (иллюстраций в книгах, картин, скульптуры малых форм и др.), предметов декоративно-прикладного искусства;

     изготовление декораций, атрибутов, составление коллажей;

     изобразительная деятельность:

                                 - рисование;

                                  - лепка;

                                  - аппликация;

                                 - конструирование;

                                 - дизайн

  1. Музыкальная деятельность включает:

     игру на музыкальных инструментах;

     слушание музыки;

     исполнение песен и танцевальных движений

     концерты, музыкальные развлечения;

     подготовку к праздникам.

При проведении всех этих форм дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Лишь сочетание различных методов и приемов дает положительные результаты. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

Рассмотрим некоторые методы, исключая собственно изобразительную деятельность, так как эта деятельность будет рассматриваться за рамками нашей годовой задачи.

Восприятие литературных произведений

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях.

Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

Для выявления роли художественных произведений в работе по ознакомлению дошкольников с природой можно проанализировать следующее выражение: "Восприятие дошкольника - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы природы".

Специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К.Д. Ушинский, что в них "многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом". Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

1) сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

2) связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

3) произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

4) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. 

 

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН, ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДЕМОНСТРАЦИЯ ДИАФИЛЬМОВ, КИНОФИЛЬМОВ И ТЕЛЕФИЛЬМОВ

 

К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация кинофильмов, диафильмов и телефильмов.

В детском саду использование этих методов позволяет решить разнообразные задачи уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать у детей эстетическое восприятие.

Иллюстрированные пособия используются для ознакомления детей с природой в тех случаях, когда предметы и явления её не доступны для непосредственного наблюдения. Иллюстрации нужны для уточнения и расширения детских представлений о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе и т.п. Картины, диафильмы, кинофильмы, отображающие природу, должны вызвать у детей чувственное восприятие, близкие к восприятию действительности.

Картины должны быть выполнены художественно, и иметь крупные размеры. Они дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений, например, с дикими зверями, животными, детей можно познакомить лишь через картины.

При ознакомлении детей с природой используются дидактические, сюжетные, предметные и художественные картины.

Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.

Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т.д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задаёт, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерсть у кошки? Чем заняты котята? Что делает котёнок, который лежит возле кошки? Почему они ходят тихо, неслышно? и т.п.

В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний детей. Это даёт возможность вывести их за пределы непосредственного опыта. Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знания детей, в беседах, рассказах о природе.

В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. Воспитатель подбирает серию картин, организует рассматривание и анализ каждой картины. Затем воспитатель проводит сравнение серии картин по выделенному существенного в явлении. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение природы: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем воспитатель подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к её концу? Почему произошли эти изменения?»

Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.

Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задаёт вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, воспитатель предлагает придумать название к ней.

Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки и поэтических произведений.

В работе по ознакомлению детей с природой используются также книжная графика (иллюстрации Е.Бианки, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, А.Костровой, Г.Никольского, А.Келейникова, Н.Басмановой, Я.Ярбусовой и др.).

При ознакомлении детей с природой в детском саду использование диапазитов, диафильмов и телефильмов формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Диафильмы могут быть использованы в работе со всеми группами. Показ отдельных кадров сопровождается рассказом воспитателя или чтением имеющегося в диафильме текста.

Сюжетные диафильмы, кинофильмы, телефильмы вызывают у детей особый интерес в связи занимательностью сюжета. Это способствует активному восприятию знаний, вызывает особое отношение к событиям на экране.

 

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Слушая музыкальное произведение ребенок осознает его. Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радости, ощущение прекрасного. Слушая музыку, ребенок думает, мыслит, различает общее настроение, характер музыки, воспринимает ее эмоциональное содержание.

Слушание музыки целесообразно с дошкольниками организовывать совместно с рассматриванием художественной картины, сопровождаться чтением поэтических произведений. Далее обязательно должна следовать беседа. Подготовка к восприятию музыкальных произведений обязательна. Здесь могут использоваться различные методы и приемы. Залогом успеха является их грамотное сочетание. Учебная программа дошкольного образования в соответствии с возрастом воспитанников предлагает ряд произведений классической, народной и современной музыки. В первой младшей группе это короткие произведения, которые воспитатель может напеть голосом. Все они со словами. Начиная со второй младшей рекомендуется прослушивание народной, классической и современной музыки инструментального и вокального жанров. Со средней группы можно прослушивать более серьезные произведения классической музыки. Воспитанникам старшего возраста доступны циклы Вивальди, Чайковского и др.

Таким образом, разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей.

 Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования, Мн. НИО, 2013г.
  2. Е.В. Горбатова художественной развитие детей дошкольного возраста/ пособие для педагогов учреждения дошкольного образования, Мн., Адукацыя i выхаванне, 2012
  3. В.А. Силивон Как рассматривать иллюстрации, Белый ветер, 2013

 

Разделы сайта